УРОКИПроект "УРОКИ" приветствует Вас!

К решению вопроса о выборе  профессии современные школьники вплотную подходят, еще осваивая общеобразовательную программу основной школы. Ведь уже к моменту окончания 9 класса необходимо твердо знать:  будет ли школьник продолжать свое обучение в старших классах средней общеобразовательной школы, либо он будет совмещать получение среднего образования с обучением конкретной профессии в колледже (училище, техникуме).

При всей кажущейся простоте вопроса он не так прост. Следует принять во внимание всю совокупность  факторов:

-  способности, качества личности, а также ограничения детей;

-  склонности и интересы;

-  характерные требования, предъявляемые  различными профессиями к личности;

-  потребность рынка труда в профессиях;

- возможности получения данного профессионального образования (включая финансовые возможности семьи).

Лишь при учете всей совокупности факторов возможно осуществление правильного и осознанного выбора. Особенно важно проследить, чтобы выбор сделал сам ребенок, чтобы это был его личный выбор. Ребенок должен понимать, что за любой выбор он несет ответственность. Родители и педагоги  могут только помочь, а конечный выбор остается за ним самим!

 Как же помочь ребенку выбрать профессию?

1.Дайте ребенку информацию о профессиях:

Являясь взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельности,  учителя и родители обладают объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно подобрать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей ребенка профессии.

По возможности организовать встречу подростка с представителями тех профессий, которые его интересуют, подобрать хорошие тесты по профориентации, посоветоваться со специалистами-профконсультантами.

2.Дайте попробовать себя в профессии:

Можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе.

Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками  и секциями. Например, если  ребенок чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты.

Достаточно часто можно найти возможность для устройства  старшеклассника на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но находясь «на месте событий» подросток сможет окунуться в атмосферу интересующей его профессиональной деятельности.

Подростку, грезящему о работе в крупном рекламном агентстве, стоит поработать промоутером.

Подобрать подходящую профессиональную пробу,  помочь ребенку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

3.Поговорите с ребенком:

Очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор со школьником. В разговоре важно определить вместе с ним, какие критерии он положил в основу выбора для себя той или иной профессии, хорошо ли он себе представляет свою будущую профессиональную деятельность, насколько перспективно это для его развития.

Не менее  ценным будет возможность обсуждения с подростком альтернативы: «Как ты думаешь, где еще можно реализовать твои способности?», «Кроме этой, какой род занятий еще был бы интересен для тебя?» Это поможет избежать характерного для подростков зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие не менее, а может и более подходящие варианты.

«Мечтать не вредно!» Особенно если вы хотите помочь ребенку выбрать профессию. Пусть он немного помечтает, не позволяя пессимистическим настроениям взять верх. Когда ребенок четко осознает свои склонности и желания, можно переходить к следующему шагу – анализу возможностей.

Если же у него  никак не получается определиться,  можно прибегнуть к помощи психолога-профконсультанта.Прохождение специальных тестов, профориен-тационные игры, профессиональные консультации — все должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку выбрать профессию!

Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.

Как отмечает К. М. Гуревич (1974), каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил.

Период трудовой активности в жизни субъекта ограничен, а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе. Поэтому задача профессионального самоопределения найти кратчайшие и наиболее эффективные пути формирования профессионального мастерства, а также предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального занятия.

Неправильные выборы являются следствием недостаточной осведомленности по трем направлениям: I) Незнание мира профессий - профессий существующих и актуальных в перспективе; II) Незнание правил выбора профессий, то есть то, каким образом соотнести себя с существующими профессиями; III) Незнание самого себя - с точки зрения своего здоровья, своих способностей, «чего я хочу добиться» и «от чего я получаю удовольствие».

I.Мир профессий:

Согласно «Единому тарифно - квалификационному справочнику» в мире более 50 000 профессий. В России насчитывается более 7 000 профессий. Это означает, что около 43 000 профессий в России пока не существует. Это может быть связанно с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто это еще не стало для нас актуальным.

Это говорит о том, что решения по выбору профессии не должен быть тривиальными, все зависит от ваших пожеланий, способностей и идей.

Рейтинг востребованных профессий на период 2012г.
(по данным рекрутингового портала HeadHunter)

В сфере маркетинга и менеджмента:

- продавцы;
- специалисты по рекламе;
- маркетологи;
- логисты.

В сфере информационных технологий:

- системный администратор;
- программист 1С;
- специалисты, занимающиеся разработкой интернет сайтов web-программиро-вание, web-дизайн;
- специалисты по поисковой оптимизации, отвечающие за продвижение сайтов;
- контент-менеджеры, отвечающие за содержание сайта.

В сфере экономики:

- кредитные эксперты;
- финансовые аналитики;
- бухгалтера.

Профессии сферы строительства и гостиничного сервиса и туризма были и остаются востребованными в особенности с организацией Зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, чемпионат мира по футболу в 2018 году, а также развитием индустрии туризма и отдыха в России.

Технические профессии, в частности инженер, инженер-технолог занимают лидирующие позиции по спросу на них.

Специалисты отмечают возрастающий спрос на профессию эколога, в ближайшем будущем актуальность этой прибыльной и довольно интересной специальности будет только увеличиваться.

Уже сейчас на предприятиях нефтехимической отрасли, в фармакологических компаниях увеличивается спрос и на профессию химика.

В связи с глобальной компьютеризацией, инновациями, развитием нанотехнологий, вполне вероятно, что через пять лет будут пользоваться спросом квалифицированные специалисты, имеющие образование в сфере инновационных технологий (например, высококвалифицированные наномедики).

Юрий Вировец, руководитель рекрутингового портала HeadHunter, считает, что "инженерно-техническое образование и знание иностранных языков – два краеугольных камня хорошей специальности будущего".

Таким образом, знание мира профессий сводится к постоянной аналитике и способности прогнозировать ситуацию развития экономики и технического процесса.

II.Правила выбора профессии:

Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.

Четыре ошибки выбора профессии:

1.Романтичная или интеллигентная профессия. Например: кинорежиссер, актер, геолог.
2.Модная профессия. Например: менеджер, юрист.
3.Профессия, обещающая большие деньги. Например: риэлтор, моряк, работа на бирже.
4.Профессия по наследству или «трудовые династии». На сегодняшний день отсутствуют научные подтверждения того, что профессиональная направленность передается генами.

Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.

Правила выбора профессии:

1.Выявить какие профессии сегодня нужны для того чтобы правильно спланировать что будет через 2-3 года.
2.Узнать какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям.
3.Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде, обсудить свой выбор с близкими.
4.Оценить реальную возможность трудоустройства.
5.Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей.

III.Незнание самого себя:

Склонности и предпочтения:

Работа является притягательной лишь тогда, которая встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.

Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной.

Склонность выступает как безотчетное стремление к занятиям того или иного рода, как потребности в активности определенного вида, т.е. как латентное состояния напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке.

На первых порах, «тяга» к чему – либо вызывает безотчетное стремление - человек до конца не понимают истинную причину своего положительного отношения к деятельности, мотивируя свой выбор фразой «Мне нравится».

Затем, по мере получения удовлетворения (удовольствия) от процесса выполнения избранной деятельности, она становится более осознаваемой, и обрастает другими мотиваторами, которые в сознании человека превращаются в действующие мотивы и объяснениями, почему он выбрал для занятий именно данный вид деятельности.

При этом, не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим. В склонности рождается предназначение.

Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.

Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.

Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.

Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.

Методы определения профессиональной склонности:

Чтобы познать самого себя необходимо изучать:

1.Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
2.Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
3.Способности, знания и умения.

Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.

Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности (подробнее):

1.Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
2.Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
3.Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
4.Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
5.Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).

Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда. Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:

1.Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Профессии Р-типа: механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.

2.Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.

Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.

3.Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.

Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

4.Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.

Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.

5.Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.

Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

6.Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.

Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.

Психолог Дмитрий Антипов

Добавить комментарий

Добавляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с нашими правилами и даете согласие на обработку персональных данных.


Защитный код
Обновить

Copyright © 2017-2019 Компания "Веб-монитор" г. Ростов-на-Дону
телефон: +7 928 135-25-80 E-mail: info@monitor-web.ru Все права защищены.
При использовании материалов указание источника monitor-web.ru и гиперссылка на http://www.monitor-web.ru обязательны!